Предметом деятельности Организации является просветительская деятельность, направленная на изучение и распространение духовных традиций и уклада жизни монастырей Русского Севера (на примере Ферапонтова-Белоезерского монастыря) и на сохранение памятников культурного наследия Российской Федерации. Целевые программы общественной организации (издательские, паломнические, научно-исследовательские, благотворительные и природоохранные) служат возрождению и поддержанию национальной культуры.
последнее время возрастает интерес общества к российским национальным святыням. Многие принимают участие в восстановлении монастырей и храмов Русской Православной Церкви. Предлагаем Вам Проект с программой совместного участия. Для его осуществления выбран древний Белозерский край.
Белозерье находится на территории Вологодской области, за которой в дореволюционные годы закрепилось название «Северной Фиваиды», по сходству её монастырей с монашескими обителями Фиваиды Египетской времён раннего христианства. Как пример: четыре известных монастыря находятся в радиусе 15 километров друг от друга. Это Кириллов и Ферапонтов монастыри (с основателями – учениками преподобного Сергия Радонежского), Нило-Сорская пустынь (первая русская пустынножительная обитель со скитским уставом) и Горицкий («монастырь опальных княгинь»). На ансамбль Ферапонтова монастыря с его знаменитыми фресками Дионисия обратила внимание международная общественность, что дало возможность внести этот памятник в Список объектов мирового культурного наследия, находящихся под охраной ЮНЕСКО.
Программа «Святыня под спудом»
рограмма «Святыня под спудом» является основной целевой программой Историко-просветительского общества. Она включает в себя: изучение истории Ферапонтова монастыря, содействие возрождению закрытого в 1924 году Ферапонтова-Белоезерского монастыря, а также изучение истории монастырей Белозерья и участие в их современной жизни.
Раздел «А» программы связан с местом изучения истории Ферапонтова монастыря – Ильинским Погостом, возрождением и ведением просветительской деятельности.
Раздел «Б» связан с помощью в возрождении Ферапонтова монастыря. Стратегия этого направления деятельности разработана с учетом консультаций в Администрации Президента РФ.
Раздел «В» включает прикладные программы: «Белозерский Патерик» – сбор, изучение и издание житий святых; «Северная Фиваида» – изыскание и публикация материалов о жизни монастырей Белозерского края; «Нило-Сорская пустынь» – благотворительная помощь пациентам интерната для душевнобольных, находящегося ныне в стенах монастыря; «Кирилло-Новоезерский монастырь» – поддержка отбывающих пожизненное заключение в колонии на территории бывшего монастыря; другие программы.
* * *
Историческая справка по разделу «А»:
Ильинский Погост, первое летописное упоминание о котором датируется 1533 годом, находится ныне на территории национального парка «Русский Север». Деревянная тридцатиметровая церковь Св. пророка Илии (1755 г.) Ильинского Погоста и ансамбль Ферапонтова монастыря (осн. в 1398 г.), отстоящие друг от друга на полтора километра, являются филиалами Кирилло-Белозерского историко-архитектурного музея-заповедника, относятся к федеральной собственности и занесены в Свод особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации.
На северо-восточной стороне Погоста в 1884 году было построено на средства священника И.М. Бриллиантова одноэтажное каменное здание. Строение предназначалось для первой в округе школы для детей, часть здания была выделена для служебных нужд прихода. Школа просуществовала в этих стенах с 1884 по 1902 год, находясь на иждивении своего основателя – священника Иоанна Бриллиантова. Иоанн Михайлович Бриллиантов служил на Ильинском Погосте с 1862 года, в 1878 году был определён в законоучители Ферапонтовского одноклассного училища. Его сыновья стали именитыми российскими историками. Старший, Александр Иванович, заведовал кафедрой древней истории в Санкт-Петербургской духовной академии. Второй, Иван Иванович, жил на Ильинском Погосте и стал историком Ферапонтова монастыря. В 1899 году, к 500-летию основания монастыря, он составил и опубликовал самое полное его историческое описание.
История здания школы после 1924 года была непосредственно связана с жизнью Ферапонтовой обители. В нём жили монахини из закрытого и разогнанного советским режимом монастыря. В 1960—1980-х годах дом принадлежал творческой интеллигенции – известным вологодским художникам-графикам Бурмагиным, здесь нередко бывал поэт Николай Рубцов. Территория и это историческое здание находится в пользовании Историко-просветительского общества «Наследие Ферапонтова монастыря».
Историческая справка по разделу «Б»:
Ферапонтов-Белоезерский монастырь, основанный в 1398 году, является древней святыней Русской Православной Церкви. Здесь в соборе Рождества Богородицы сохранился до нашего времени полный ансамбль фресковой живописи прославленного древнерусского художника Дионисия, созданный в 1502 году.
В 1924 году Ферапонтов монастырь был упразднён. Организованный на его территории Музей фресок Дионисия проводит работу по сохранению и изучению бесценного наследия отечественной художественной культуры. В настоящее время в Русской Православной Церкви идёт процесс возрождения церковного искусства: создаются учебные заведения и мастерские, где обучаются иконописцы и реставраторы. Для повышения уровня мастерства церковных художников требуются копирование и изучение лучших достижений древних иконописцев. Пришло время, когда художественный потенциал Ферапонтова монастыря должен быть востребован современными церковными художниками. Неоднократные попытки (с 1993 по 2001 год) Вологодской епархии добиться открытия монастыря успехом не увенчались. Ни одно строение на территории монастыря не возвращено на сегодняшний день Церкви.
Во время своего визита в Вологодскую епархию в 1992 году Святейший Патриарх Алексий II выразил губернатору области пожелание о возобновлении Ферапонтова монастыря. Это же пожелание Его Святейшество повторил при хиротонии епископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана. После посещения Кириллова и Ферапонтова монастырей в 2001 году Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Если здесь настроены на возрождение собственной национальной культуры, мы от этого только выиграем». Таким образом, первые лица государства и Церкви выразили созвучные официальные мнения об открытии монастыря и возрождении православной культуры.
В настоящее время есть уже много примеров совместного использования древних монастырей учреждениями культуры и Русской Православной Церковью. Опыт таких монастырей, как Троице-Сергиева Лавра, Новодевичий монастырь, Саввино-Сторожевский, Новоиерусалимский, Иосифо-Волоколамский, должен помочь в организации плодотворного сотрудничества всех специалистов, заинтересованных в дальнейшем развитии и приумножении отечественной духовной культуры. Возрождение Ферапонтова монастыря как центра духовной жизни и художественного образования должно стать общецерковным делом и привлечь к совместной работе широкий круг специалистов, работающих в области сохранения, изучения и популяризации древнерусской живописи. Сочетание совместной деятельности музея и монастыря должно отразиться на статусе монастыря как духовно-просветительного центра, вызвать приток инвестиций в осуществляемый проект воссоздания обители и положительно повлиять как на культурную, так и на экономическую ситуацию в Вологодской области.
* * *
Информацию о Ферапонтовом монастыре Вы найдёте на нашем сайте: www.ferapontovo.ru |